Самый красивый советский автомобиль отмечает юбилей


Опубликованно 17.01.2024 21:36

Самый красивый советский автомобиль отмечает юбилей

Зaпуск в сeрию «Чaeк» был приурoчeн к знaмeнaтeльнoму ради стрaны сoбытию - XXI съeзду КПСС: симвoличeский пoдaрoк aвтoзaвoдцeв пaртийнoму фoруму.

Нa сaмoм дeлe «винoвник тoржeствa» «рoдился» рaньшe. Тoчнo тaк жe – дo oфициaльнoй дaты «пoявлeния нa свeт» - случилoсь eдвa ли нe сaмoe грoмкoe сoбытиe в «чaeчнoй» биoгрaфии. Eщe нe пoшeдший в сeрийнoe прoизвoдствo сoвeтский aвтoмoбиль в нaчaлe 1958-м вызвaл фурoр нa прeстижнoм мeждунaрoднoм пoкaзe. Oдин изо экспeримeнтaльныx oбрaзцoв нoвoй гoрькoвскoй лeгкoвушки был oтпрaвлeн нa Всeмирную выстaвку Expo 58 в Брюссeлe, и пoлучил тaм Грaн-Быть.

Сaмo нaзвaниe мoдeли aвтoмoбиля – «Чaйкa», впeрвыe былo упoмянутo нeскoлькими гoдaми рaньшe появления первых образцов Голубой огонь-13. Его придумали в 1955-м, то правда, для другого «мотора». Тогда горьковские автомобилестроители собрали натренированный экземпляр модернизированного ЗИМа. Этот трансформация машины решили снабдить собственным именем, продолжив тем самым возникшую традицию: с конвейера ГАЗа сходили уж «Победы», на подходе была «Волга». Как ни говорите усовершенствованный ЗИМ так и не уходи в серию. А красивое имя перекочевало через него к принципиально новой модели представительского (авто)машина, разработанной некоторое время спустя.

Долженствует упомянуть, что на выбор предложено было чета возможных названия - «Стрела» и «Чайка». На певом месте из них в итоге отвергли: показалось очень жирно будет «милитаризованным». «Птичье» имя звучало куда-нибудь симпатичнее. У предсерийных образцов на капоте ажно красовалась стилизованная фигурка чайки – в области аналогии с оленем на ранних модификациях «Волги». Во всяком случае потом такие маскоты на обоих моделях убрали: при столкновении с пешеходом выступающий стальной элемент мог нанести дополнительную травму.

Объединение мнению некоторых исследователей истории отечественного автопрома, подле проектировании этого автомобиля было многое взято с американских «паккардов» середины 1950-х. В частности, у них позаимствовано характерное душевное состояние фар под «козырьками». Однако оппоненты подчеркивают, ровно разработка горьковчан обладает целым в одном ряду индивидуальных особенностей. Например, наши специалисты спроектировали иной по форме кузов с иной, нежели у «американцев», схемой остекления.

Проект сего представительского автомобиля, получившего «несчастливый» численный индекс, во многом стал прорывным в (видах советской автопромышленности. На ГАЗ-13 поставили бустер руля, вакуумный усилитель тормозов, электрические стеклоподъемники и лепиздрический привод подъема антенны… Кузов механизмы впечатлял панорамным остеклением, дополнительными поворотными форточками ради задними дверями, ну и конечно изобилием хромированных декоративных элементов, настоль модных в те годы.

Восьмицилиндровый моторчик мощностью 195 л. с. позволил автомобилю весом 2,5 тонны останавливаться до 160 км/час (интересах разгона до сотни «Чайке» нужно 20 секунд). Близ этом блок цилиндров и некоторые прочие детали были изготовлены из алюминиевого сплава, фигли являлось для того времени уникальным техническим решением. «Движок» оказался до (того удачно сконструирован, что позднее его модернизированную версию стали предлагать даже на выпускаемую в Горьком армейскую боевую технику – бронемашины БРДМ-2.  

С самого основные принципы «наверху» решили, что «тринадцатые» в продажу попадать не будут. Им надлежало реализовывать исключительно функции служебных, персональных машин интересах высшей советской номенклатуры. Согласно установленной в Союзе «табели о рангах», иметь столь роскошными «моторами» могли министры, первые секретари обкомов. Порядком десятков «Чаек» поступило в кремлевский Стоянка особого назначения (но там они служили держи вторых ролях, уступая главенство правительственным ЗИЛам). Вдобавок того ГАЗ-13 использовали послы Совдепия в некоторых странах, а также они предоставлялись в качестве парадных машин многим зарубежным дипмиссиям в Москве (одна такая красуля даже стояла в гараже американского посольства). Некоторое численность «тринадцатых» было зарезервировано для обслуживания приезжающих в столицу зарубежных делегаций, во (избежание поездок высокопоставленных представителей региональной элиты закачаешься время пребывания в Москве.

Служебные «Чайки» полагались директорам самых крупных и важных предприятий (чаще лишь - «завязанных» на «оборонку»), академикам…

Промежду тех, кому выделили машину данной марки, - руководящий создатель советских ракет Генеральный проектировщик Сергей Королев, а также патриарх Московский и всея Руси Пастух.

«Чайкой» предстоятеля Русской Православной церкви снабдили в 1977-м вдоль личному указанию Л. Брежнева. До сего Пимен ездил на ЗИС-110, тот или иной его предшественник Алексий I получил через Сталина еще в 1949 году. К середине 1970-х сталинский лимузин сейчас обветшал, имел «потертый» вид. Нате помощь его святейшеству пришли японцы: их начальство подарило ему внушительного вида Nissan President. При всем при том, когда это стало известно генсеку, оный рассердился. Не подобает, мол, главе РПЦ ездить на японской машине, это «политическая диверсия». В результате уж вскоре Пимен получил новенькую «Чайку».

Малость горьковских супер-легковушек правительство подарило выдающимся людям страны – маршалу Георгию Жукову, первой женщине-космонавту Валентине Терешковой, знаменитой получи и распишись весь мир балерине Галине Улановой, писателю, нобелевскому лауреату Михаилу Шолохову. Однако, правильнее сказать, что седаны сии вместе с персональными водителями были закреплены по (по грибы) указанными избранниками. Стояли они и обслуживались держи одной из спец-автобаз.

Со временем синодик (убиенных) «профессий» для ГАЗ-13 расширился. Такие механизмы (как правило, уже побывавшие в эксплуатации, да как следует отремонтированные, подновленные) передали в систему «Интурист», идеже они использовались в качестве автомобилей, выдаваемых зарубежным гостям на время. А еще несколько «Чаек» поступили в узаконение ЗАГСов: молодожены могли заказать в (видах поездок в торжественный день бракосочетания представительский «мотор» (что стоило такое удовольствие вдвое подороже, чем аренда «Волги»).

Запланированный изначально канцелинг от продажи их частникам повлек после собой и отсутствие розничной цены получи и распишись «Чайки». Правда, специалисты, прикинув безвыездно расходы, связанные с производством, и торговые накрутки, пришли к выводу, чего ГАЗ-13 обошелся бы своему гипотетическому счастливому обладателю маловыгодный менее 17,5 тысяч послереформенных рублей – в три раза милее «Волги» ГАЗ-21.

За год в Горьковском автозаводе собирали около 150 «Чаек», в таком случае есть в несколько раз меньше, нежели выпускалось ЗИМов – предшествующей модели машин такого класса. Неудивительно, что престижность «тринадцатых» взлетела перед небес.

Желание ездить на таково статусном «моторе» подвигло некоторых изо тех, кто «не дотягивал» после «чаечного» ранга», на то, затем чтобы воспользоваться оригинальным «ноу-хау». В (видах них в цехе одного из оборонных заводов умельцы изготовили порядочно гибридных автомобилей. Брались битые, дефектные Голубой огонь-13 (или на автозаводе удавалось приобрести комплектующие), из этих полуфабрикатов собирали полноценную среднюю кусок кузова «Чайки», а к ней приваривали «передок» и «задок» ото ЗИМа. Иногда поступали иначе, – к «зимовскому» кузову приделывали передние и задние крыла, радиатор, бамперы от «Чайки».  

Такие конструкции получили неофициальное прозвище «Овцебык» иначе говоря даже «Ослобык». А в техпаспорте четырехколесные «мутанты» значились, подобно ((тому) как) ЗИМы. То есть формально их пользователями отнюдь не допускалось никаких нарушений автомобильной субординации.

«Тринадцатые» «Чайки» заводик выпускал вплоть до весны 1981 возраст. По подсчетам исследователей, за сие время горьковчане собрали 3179 машин. Подавляющее квалифицированная – с кузовом седан. Кроме того было изготовлено вдобавок несколько лимузинов ГАЗ-13А (они имели перегородку, отделяющую переднюю доза салона, где сидел водитель, через пассажирской зоны) и пара десятков кабриолетов с откидным поверху ГАЗ-13Б.

Цветовым разнообразием «Чайки» далеко не отличались. Номенклатурному автомобилю по определению полагалось что-то чье черный цвет. Исключения из сего правила можно буквально по пальцам засчитать. Например тот самый ГАЗ-13, какой-либо покорил сердца иностранцев в Брюсселе, был окрашен в сам-друг цвета: бирюзовый низ и молочный предел. Еще несколько досерийных машин также двухцветные, в том числе использовалось созв малинового и светло-бежевого. Эксклюзивно оформили для (вида вид «Чайки», переданной Валентине Терешковой. Ее отдельный седан представительского класса сверкал белой эмалью. Для улицах Москвы можно было понять и красную машину такой марки. Получи ней ездил руководитель столичного Управления пожарной охраны.



Категория: Автосоветы